Пятница, 29.03.2024, 12:19
Сайт студии "АЗ"
Главная | Бирюков. Знак бесконечности (3) ч.2 | Регистрация | Вход
Меню сайта
Знак бесконечности
Тамбов, 1995. — 148 с.
-----

КНИГА 3-я [часть 2-я]
ОКЛИКАНИЕ ВСЮДУ
1986 – 1990

Я ДУМАЮ, ЕГО ЗВАЛИ
ЦИПРИАН НОРВИД

I

не острие меча
спасет язык, но - дивные творенья!
Ц. Норвид

И так луна легка,
что держится ничем.
Вы видите? А я не вижу
нитей!
Но кто же перепутал цепь событий...

II

Она раздета...
Ц. Н.

И в воскресенье
я смотрел на полумесяц,
все бестолку, все зря,
все шло к финалу
в дебрях декабря.
Но что за слово
бредило-бродило
под цифрой
польского календаря?..

III

...здесь обрываются черновики
Ц. Н.

Да, так его и звали,
это он
шептал издалека,
что было слышно
будто сам Всевышний
благоволил.
То человек,
он смертный
из развалин
шептал,
...печален
тверд

IY

Ах! как бы спали человеки...
Ц. Н.

Тарелки глаз
незабудки совести
известь известий
ца-ра-пи-на стекле
тень дня

Его звали Циприан Норвид. Я так думаю. Возможно, что у него были
другие имена.

Январь 1981 - май 1988

НАДПИСЬ НА КНИГЕ
«ПИШУ С НАТУРЫ»

голос может сорваться
а душа
жива
и поле ведет в пространство
так
мало
а
терпение трепет тени
неба тяжелый куст
если идти сквозь время
речью рекой уст

ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

Я никогда не видел
Сару Бернар.
Как вы думаете,
была ли она высокого роста?
Любила она макароны?
Тетя Сима проплывала
мимо нашего палисадника
в поисках заблудшей овцы.
Перекрестившись,
виртуозно ругалась,
картинно смеялась.
Она любила фильм «Волга-Волга»
после тяжкого трудодня.
Зимой читала книжку
«Кавалер Золотой Звезды»,
с мужиками не уживалась,
не любила узды.
И она тоже,
тоже, как я
никогда не видала
Сары Бернар.

1987

* * *
Письмом в другие времена –
вчерашние и в те, что будут,
где разрастается весна,
презрев сезонную простуду.
Глядишь, как льдина повернет
свое ребро изсиневато,
как небо молнией прорвет
и ангел обнаружит вход
крылато –

* * *

и возникший из пены и мусора
мост
через мыни интриги измены
изжоги
west und ost
буря мглою свободу нагую почуя
тропы
лебедою крапивой и в дудочку дуя
почемуя и муя
пы-пы-пы
на последнем дыханья пределе
отступая и вновь возвращаясь
назад
потомуя измены интриги
изжоги из пены
рятуя
вопят
выплывают быки
и плывут
отдуваясь плывут

роняя былинки сухие сена
блики золотые играют
на серебряных спинах

* * *

Тень
шорох тени
и нет хороших
в шорах
кто хорош? –
рошхо рошхо!
Ни те, рох шо,
ни другие

1988

* * *

Гоголь - голый или гость,
голос или горе?
Колос воли, в горле кость,
космос в теплом створе.

* * *

Приближение дня или ночи,
простокваша из вымытых чашек,
где один и одна, но короче
то, что лучше и то, что иначе.
Гололеды утонут в сугробах,
если только не выпадет строго
то, что вызовет горе из гроба
или вызовет слезы у Бога.

Это это и то и другое
и черта и квадрат и острога
лебеда и закат и былое
если мало умножить на много

ЭЛЬДОРАДО

Слышно пенье стрекозиное,
крылышкует тонко в тень
над водой, почти бензиновой,
над ладьей, стремящей лень.
Дуб таится в дольках желудя,
скоро взрежется, поверь!
Дива вида обнаженного
ищет кнопки от потерь.
Манят кущи золотистые,
вздрагивают лепестки.
Словно ягодки ворсистые,
на губах дрожат соски.

* * *

Я говорил на птичьем языке,
на языке синичьем и скворчином,
да, были у меня свои причины
так говорить, так жить на сквозняке.

А ну, попробуй как-нибудь иначе –
из междометий и служебных слов
вся речь вокруг: вот, как бы, дескать, значит.
Застенчив быт и потому суров.

Я в этой школе, в этой шкуре топал
с тобой и с тем, кто все еще берег
последнее, что было поперек, –
тропу стиха, глухую силу тропа.

1988

БЕЗМОЛВИЕ

Определение жанра: «дьявольская разница»
в двух действиях
Действующие лица:
кто пожелает поставить себя
на место действующих лиц
ремарки, реплики и монологи равноправны

Действие I

сквозь асфальт выдавилась
паста чернозема

вот и весна

скоро кривая березка выкинет листик
она прилепилась к стене
кирпичного домика

вот-вот зацветет мхом зеленым
дата 1889

обвалится еще-еще один
ржавый лепесток с перекошенных
страхом ворот

О грязь высохнет
в пыль
Петербург на Дне

как это представлялось
Державину и архитектору Львову

завиральные русские
в каждом небольшой Петр Великий

но пространство необоримо

нежно встречала таких
Агния Моисеевна Писарницкая
соперница Фрейда
владычица желтого дома
где изредка любили бывать
художники Тихообразов и Мажирин
представляясь Федотовым и Ван Гогом

а блестящий актер из грязной пивной
выкрикивал: «Опять начинается комедия Грибоедова!
Опять начинается Горе от Ума!»

кружкой пива уже обеспечен

да была весна /весьма глубокомысленно

и распахнуто было пальто
обесцвечены волосы девушки
перекисью водорода

брань на вороту не виснет

вздрагивают ноздри
глокая куздра прогуливается
семантически

в это же время
вдоль канала Грибоедова
делает попытку преодолеть пространство
Иосиф напоминающий Осипа
жаль что этого не видно из Петербурга
на Дне

отголоски процесса Синявского и Даниэля
в пьяной рыгаловке утонули
в кружке
и никто не даст тебе медали
«За спасение утопающих»
вот-вот

Безмолвие
вступало в свои права
в пельменно-шашлычной
тепло
ты сидишь в Ожидании Годо
и читаешь Бильярд в половине
десятого или Дознание
у тебя есть знакомый
по фамилии Ежов
шутя он представляется как
тот самый
плюнь три раза /скверная шутка

если ты родился здесь можешь ли
считать себя сосланным
к тому же имеешь ты право
написанный белой краской
на красной жести
прочесть Моральный кодекс
строителя коммунизма
у забора ты можешь помочиться
цель указана тебе

в конце концов ты знаешь что Лермонтов
и Достоевский еще существуют
в воображении

Безмолвие ты полюбил тишину
провинция тире смерть
производительные силы тире водка
Миргородская лужа не более чем юмор
мертвые души двоеточие дружеский шарж
на близких знакомых
жаль что В. В. Розанов так расстро-
ился

а вот и весна
Северная площадь тюремный забор
угол за червонец сосед Серафимыч
заказывает брюки в ателье снова
неудача сетует - трипперная погода
в зависимости от настроения – сифилисная

хватит и капли Безмолвия
в это же время
В. Т. Шаламов уже бестелесный
идет по Москве среди осколков
речи или чиер ичер ечир чери
чеир

глокая куздра уже будланула
Безмолвие лишено слуха

слепые Питера Брейгеля бредут
под бодрые марши

у тебя сигареты «Охотничьи»
(6 к. пачка) букварь Сартра

отпадают звуки удная изнь
засыпаешь под бормот Серафимыча
во сне тебе является
ангел под видом Жития требует
анкету листок по учету кадров

утром на заводе перекатывая бочки
в трудовом порыве
с Витькой Баландиным спорил
о «пражской весне» не соглашаясь
что «давить их гадов надо» сам
попал в гады
потерял зуб получил обещание
угодить к Писарницкой

Безмолвие состоит из возгласов

кудренком ощутил себя

надвигалась Глокая Куздра

считанные дни «Нового мира»
кавычки /невольная издевка
вечером Вестник вбегает
во дворец Креонта
«Антигона» Бертольта Брехта
режиссер - Виктор Ильев
художник - Неля Леонова
в роли Антигоны Таня Сербжинская
Креонт - Саша Новичков

Вестник: «...полные повозки
вернувшихся на родину с войны»
падает

сцена кукольного театра
черные сукна Безмолвия

на их фоне седая шевелюра
вернувшегося из якутской ссылки
романтика

Петербург на Дне

готовится донос на автора

в это время
очень интересны непоставленные фильмы
грузчика хлебного магазина В. Меньшова
в главных ролях В. Алентова
действие происходит в общежитии
возле метро Щербаковская

вот-вот весна окончательно
Г. А. Праздников наигрывает
на домре 6-ю симфонию Чайковского
перед тем как отбыть в Питер
навсегда

эра Безмолвия

приблизительно в это же время
вспоминаются слова Герцена о том
что среди русского народа всегда
найдется десяток людей
в самом деле какой-то глухой
отдаленный слух о вышедших
на лобное место

в перерыве между погрузкой-разгрузкой
под трубой парового отопления
на кафельном полу с томом Камю
затянувшись дымком «Охотничьих»
вечером в библиотеке листая

«Садок Судей» перечитывая «Небесных
верблюжат» «Неизданное» Хлебникова
ступая в темноту в жижу весны

когда мимо на полном газу пролетает
Коля-бибика неистово сигналя губами
имитируя пустыми руками лихие повороты
пока не задержит ГАИ за превышение
скорости по подозрению в шпионаже

под единственным фонарем в
сквере на лавочке читает
пьяный незнакомец
ничего не остается как пройти
напевая песенку Ганса Шнира
«Надоело слушать ХДС
бедному Папе Иоанну»

мысль что все могло быть не так
всегда приходит

Действие II

учившимся жить в Безмолвии
достаточно места
у них речь раз-ор-вана
знаки пароли
кому повезло чтение губ любимой
вахтерша по имени Молчи
старушка Би-би-си отпущенная на поруки
Агнией Моисеевной
художник из райгородка протянет
тебе лицо обрамленное
бородой ни слова не говоря

не прочитав ни строки ты говоришь
словами о. Павла (Флоренского) опечатки афазия

Заратустра сидит на ветке
напротив гимназии где учились
Н. Федоров и Д. Бурлюк

догадка об ономастике
Петербург на Дне
покрытый платом Безмолвия

Таня Болтик прислала книжку
Василия Васильевича Каменского
из Перми
оказывается существует такой город
где зимой чтобы не замерзнуть
надо забегать в столовые
выпить горячий чай с калачом

впрочем продолжается путешествие
с одноногим другом по Санкт-Петербургу
на Дне
стакан красного вина с конфеткой
статейка в местной газете
попытка деятельности
друг мудреет от влаги
скатившейся в желудок
вытирает слезящийся глаз
задетый фронтом поглаживает костыль

лают собачки Pink Floyd`а
неизвестными путями проникшие
в С.-П. на Дне под покровом Безмолвия
но это не такая тоска не «Крываню»

польский голос еврейские глаза русская душа

«Следовательно всякая жизнь
есть пир во время чумы»
цитата «Лоза» вокзал ураган
перелистал
книжку Верлена и дождь смешался
с дождем

казалось в этой комнатке
можно было умереть
от одного поцелуя
задохнуться и больше не встать

отступала глокая куздра

город раскачивался на сетке
параллелей и меридианов
его окончания терялись
в бесконечности в центре
раскручивалась спираль времени
вроде башни летатлина

в это же время:
«какой же Мощью надо быть
чтоб так Безмолствовать как будто перед бурей
в столь скудном существо как я»

птичка Заратустра щелкнула
перья ее повисли на усах
БЕЗМОЛВИЯ
(смешанная техника)

ПАМЯТИ ДАДА

ДАлекийДА
ДА-ДА
Бретон
Во-да
меланхолическая мышка
тонким сереньким хвостом
задела тонкостенное яйцо
за это следовала вышка
хрустеть у кошки на зубах
АХ!
Тверь Самара-городок
палка о семи концах
лепет детский
чистый ток
век нечистый бьющий в пах
век плечистый малоголовый
отворяющий дыырки в небе
в черепной коробке планеты
не замечая что уже раздеты
в предбаннике живые существа
и – в самом деле!
па-да-ет звезда

о где ты где ты
дочернее сыновнее
ДА-ДА

* * *

Мрак. Таинство обиды.
Ночь накануне Ч.
Я не не видел. Спал.
Во сне мне подарили
Телескоп.
Я разглядел Тельца.
Я был разбужен Тигром,
в котором и узнал себя,
и три щепотки бросил

в его лицо
крестом
и сам себя настиг
в его минуты роковые

«Блажен, кто посетил
сей мир».

* * *

О, Лебедь, поворотившая шею, очерченным
тонко глазом смотрящая. ЛЕБЕДЬ!
ТЫ.
Я тебя называю всегда
про себя.
Ты внутри меня точно и ты влюблена и
вошла в меня точно душа в оболочку вошла
и осталась во мне и вместилась
вместе с шелком груди и атласом
бедра. Ты вернулась опять разворотом
тонко разрезанным взором

поцелуем в чакру.

* * *

Ощущаю, как признаки пола,
готовность луга.

Ткань яблока рвется на зу-ах!
Ты есть.

Это место отмечено мной.

Здесь пчела собирает пыльцу.

Здесь дрожащее тело пересекает
пространство любви со вздохом,
запасается вечностью,
касается кровеносных стен

В изголовье Невидимый
оставил Библию

Утренняя покаянная песнь
петуха

* * *

Стан предназначен для объятья.
Газета – для сермяжной правды.
Простак, я верю в то, что братья
все люди, кто не выпил лгавды.
Речь ходит все еще в обносках
с плеча холопа и лакея.
Явись Апостол и Философ –
иди, Любовь и Очи сея.
Быть может, перед «смутой дольной»
удастся сбить немоту Слова.
Неужто снова, снова, снова
и – больно?

* * *

очарованным и полунищим
кораблем бездны
вращающимся сосудом
трюфелем в мире нао
тригонометрической функцией
лаперсницей возврата
или или или
левой пяткой Сократа
там где звезды гнездо
утаили

пере-
вернутый
ОБРУЧ

* * *

Переводной картинкой брошен мир,
чуть сдвинутый, краями недолеплен.
Развоплощен, раздерган, гол и сир,
но и при этом и при том Велико-лепен.
Как будто в центре или в центре тож,
но только будто бы слегка смещенном,
руками водит тот, кто непохож,
сквозь слезы улыбается смущенно.

* * *

Камыш, который так шумел,
что выпил речку и загнулся.
А люд глядел, да не узрел –
как был народ и не вернулся.

Тут снег не достигал земли,
шумел камыш, деревья гнулись.
Зачем, кто дожил до зимы –
ушли во тьму, не оглянулись?

Опять зрачком кровавым князь
сверлит людские тайны спален.
Зачем он сеет кровь и грязь,
где Бог возникнет наг и таен?

Тут рвется занавес. И звезд
обрыв почти что неминуем.
Тех самых, бесконечных звезд,
где воздух / / пахнет поцелуем.

* * *

Море Мертвое или Черное
или Мраморное - все равно
роет-строит водоупорное
дно

ДРАМА-ДРЕВО-ДАМА

Дама
Драма действующие лица
Древо

Дама (представляясь). Я – Дама.
Этот путь начинается кроваво.
Я – Дама бедная.
Ступка медная.
Меня толкут.
Я – там и – тут.

Драма (представляясь).
Я – Драма, то есть та сама,
где Древо и Дама
в конце концов рама
оправа
отрава

Древо (представляясь).
Я – Древо называюсь
и тут же каюсь
я спасаюсь
спасусь
в этом слове слышится
Исус
благодаря старомосковскому
произношению

кроме того я испытываю
поношения

Дама (кивая налево и направо).
Господа, я умолкаю.
Я икаю.
(икает)

Драма (обращаясь к зрителю).
Стервозно!

Древо. С вами невозможно
раз-говаривать
два-говаривать
три-говаривать

Драма. Собственно говоря, прямо
двигаться невозможно
осторожно
тут яМа

Дама. На самом деле – это я
Дама

Древо. Я задаю вопрос:
как измеряется время
изменяется
в кривом пространстве?
Я из лесу...

Дама. Мне претит
ваш скрипучий голос
у меня тонкий слух
изящный волос
я объята пламенем
изнутри и снаружи

Драма. Ну же...
Дама. В меня был влюблен
Леконт де Лиль
он умер
сгорел от любви

Древо. Что вы сказали?!
Скабрезность?!
Я оскорблена-но...

Драма. Вот это вино!
Дар богов. Сон пирогов.
Шум океана.

Д р е в о. Я слышу в себе фортепьяно.
Клавиша «до» третьей октавы
запала

Дама. Мне мало мало
я любила
меня любил
Шопен (подумав) гауэр

Древо. Это непереводимая игра слов

Дама. Нет это не игра ослов
а если так то
Золотой Осел
меня любил

Древо. Замолчите.
У вас ангина

Дама. Моя вагина
чиста и свежа

Драма. Простите, вы сели
на ежа
Дама. Ах! Я не знала,
что так бывает приятно

Древо. Как неопрятно

Д р а м а. Я разведу вас
по разным мирам
вы будете – здесь
а вы – там

Д р е в о. Но мы не закончили
спор

Драма (мрачно). На сцене
появляется Топор.

Топор (застывает в немой позе).

Дама. Ой!
Он глухонемой
он будет со мной.

___________
Первые проблески рассвета.

* * *

вечер и вечер
береговой свет
смена климата тонкая вода
тинь-берег
верег-верег

Верег!

ткань
ласточка вереговая
тончайшая пыль на крылышках
у-летающая
ласточка

* * *

«Дятел в арбузинку» –
по определению Елизаветы

опухшие ноги старой березы

склеротический облик сосны

красная ягодка на листке
осины – кровавая слеза
режущая тоска прошлого
ого-го-го!

ОКЛИКАНИЕ ВСЮДУ

ЗНАК ПЧЕЛЫ

золотистый жуж-жж
знак беспробудной пчелы
неусыпной
жуж-жж-зьзиззз

о Пчела заболтавшаяся Пчела
словно тонкая строчка
тебя повела
надо мною кружить
и жужжить
жить
вцепившись в плечо
замечая место
з-зь-зя
сколь-зя

КАПЛИ

!
О слово:
КАмень
и
КАпля
=
Сиракузы. Мыслительная операция.
Перевернутая чашка.
Знак окончания
Великого / / Чаепития.
!
НОЖ остороЖНО прикасается к хлебу.
/ /
Надрез.
=
Плечо твое оголенное –
источник / / Света.
= !
Сама царица Ирония / /
без платья
в меру курчавая
легкобедрая...
Что это у нее в руках?

Долька апельсина / /
и долька перца.
!
О провинция, ты строга!
Гы-гы-гы!
Га-га-га!

* * *

Другую жизнь прожив,
возвратиться. Плеснуть
водицы на лицо из кружки,
увидеть – как
ребенок растопырил ушки.

ПУТЬ В...

к о м п о з и ц и я

Так умер Агропром
туманность Андромеды
утопий чинных лет
и чтений при свече
за время что вполне
согрелись яйца Леды
и жизнью смерть поправ
встал Спас на кирпиче
так я смотрел в глаза
холоднокровных тварей
пришедших из низин
и вымолвить не мог
так дочь моя звала
варана нежно Варей
туманом восходил
над лугом легкий Бог

на самом деле так –
там обрывался кембрий
чреватый Сменой Вех
и Гибелью Богов
вслед за вторым убитым
падал первый
рояль и скрипка
и гармонь и ров

как скажет Рубинштейн –
«но я далек от мысли»
а я иду опять на запах молока
туда где капли снов
на радуге провисли
где ласточкина трель
для слуха велика
где горизонт промыт
и выкрашен листвою
где скрыто-рыто
между аи и ою

чередованье

взгляд на небеса

и там за этим небом
небом небом небом
я пью слова
и нежно тает ночь
там рвется ткань
но ткется тут же нить
там возникает рифма
к слову «быть»
там слово «есть»
проносится кометой
и входит внутрь
и сладко ноет пах
там Ты и Я уравнены
в частях

и вновь обрыв
пугливая сорока
катает в клюве
капельки рябин
итак все медленней
гудит сплошной сосновый
березовый лепечет
и вишневый
на ощупь гладок ветер –
семя льна
и голос Лизы
и минутам счет
вот руку протянул –
по ней течет
минута за минутой
свет за тьмой
уже звезда уже луна
на среднем пальце
отдалена
но здесь
на вкус простор чуть горьковат
примерно как полынь
смотри звезда упала
и пара сов
в размахе мягких крыл
летит в тот край
откуда голос был
они летят они не виноваты
что мир Окрестный
вылеплен из ваты
где тонет звук
где бьется паучок
где именем всему и всем
Молчок
трепещет
или ты не понимаешь
тик-так любое
трепет а не треп
и так произнести совсем нелепо
как слово мама
четыре звука размыканьем
губ
стать в стороне
печальная улыбка
совсем некстати
но другого нет
что тут поделаешь
и в самом деле
коль долго смотришь в даль
то набежит невольная слеза
не отрицать же
законы оптики
и нервную систему
да с Павловым и Фрейдом
заодно

я это слово вымолвить
страшился
слова имеют свойство исчезать
произнесенные они от нас
уходят
а я люблю слова
и каждое мне жаль
и боязно как будто за ребенка
когда его пускаешь в мир
а он в слезах приходит
а тех кто понимает и
не гонит –
тех единицы
все наперечет

о чем Елена бледная речет
прекрасная Гуро

вот-вот смотри
как тает ветка сливы
как зачинает ночь
и лепится зигзаг
огня
ты слишишь – «янго! янго! янго!»
как длинен путь
от слова бел до лейб
и краток

не забудь закрыть
калитку в ночь

ещё! – на память
горсть земли и звезд

Форма входа
Календарь новостей
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz