|
Шепелев Алексей. Сергей Лёвин. Поэт прогрессирующий // Город на Цне. – 2000. – 11 октября. – с. 6. -----
Сергей Левин. Поэт прогрессирующий
Поэтическую эволюцию Сергея Левина я созерцал непосредственно, как говорят компьютерщики, в режиме реального времени — Сергей мой однокурсник (многие стихи написаны на лекциях) и сотоварищ по литературной студии A3 (Академия Зауми), где почти все его стихи читались и обсуждались. Почему, едва пролистав только что вышедший первый сборник поэта, я решил высказать некоторые свои мысли (субъективные), навесить ярлыки, сравнить одно с другим... В общем, обычная работа критика.
Основная моя мысль такова: Сергей Левин — поэт прогрессирующий. Раньше он писал хуже, чем теперь (а временные рамки этого "теперь" перелома — конец 1998 - начало 1999 г., что подтверждают даты создания, указанные в конце каждого стихотворения). Однако только на материале сборника такой вывод — о революции в творчестве поэта — сделать трудно, т. к. для большинства читателей сборник выглядит монолитным. Но если задаться целью отметить несколько "самых-самых" стихов, то это будут, на мой взгляд, новые вещи как раз из указанного выше периода: "Весна", "Геометрическое", "Сельскохозяйственный эксперимент", "Воспоминание", "Кошка", "Слепой Микки Маус", "Математически-кулинарное". Особенно удачны, по-моему, суперметафоры (термин, которым поэт и критик А. Цуканов в статье "Поэзия третьего тысячелетия" называет "Двенадцать" А. Блока), где метафора выступает как система метафор ("Сельскохозяйственный эксперимент", "Математически-кулинарное"). Жаль, что в издание не вошли произведения 2000 года (кроме стихотворения "Упал ос стула" давшего название сборнику).
Еще несколько тезисов.
Во-первых, поэзия С. Левина — газетная, причем данное определение не просто указывает на положительную конъюнктурность последно, что добрая половина стихов из разбираемой книги уже была опубликована в тамбовских и котовских газетах (что под силу не каждому поэту из авангардного АЗа). Да и сам автор пишет в предисловии: "Не самые радикальные, минимум аван¬гарда", т. е. был сделан конъюнктурный отсев. Интересно, что осталось за кадром, какой авангардизм? По-моему, отбор был просто качественный, а радикализм же в форменном плане чуть брезжит только в произведениях 2000 года и смещается в сторону воображаемого будущего в содержании — куда уж радикальней, чем "Зажми мне голову в тиски"?!
Во-вторых, поэзия С. Левина — поэзия профессиональная, талантливая, "ученая", ее уровень очень высок. В мини-эссе "Быть гением" лирический герой Левина, поэт, сначала окрыленно размышляет о гениальности, о том, как хорошо быть гением, но в конце осознает, что он есть только жалкий клерк на службе поэзии. Так вот — Левин уже не клерк, а, как сказали бы в недалеком прошлом, специалист широкого профиля или, как говорят сейчас, представитель среднего класса.
В-третьих, вернемся к монолитности. Философское единообразие уловить нетрудно — экзистенциализм плюс материалистическое понимание природы лирическим героем (как у героев Толстого и Достоевского). Обусловлено сие скорее всего увлечением Сергея современной западной философией и литературой (серьезной). Сначала, на 1-2 курсах, Сергей был жесточайшим поклонником Стивена Кинга и писал длиннейшие стихи и поэмы с ярко выраженным сюжетом и обилием ужасов. Позже, когда друзьями поэ¬та сделались: а) A3 и б) Джойс, Камю, Эко. Фаулз, Борхес, Кафка и др., произведения сжались по объему и приобрели указанную выше философскую монолитность. Но кое-что осталось от Кинга и его зарифмованного эквивалента: ужасы и обилие глаголов, скрепляющих текст.
В четвертых, современность (стилевое единство). Каждый сразу заметит знакомые слова и выражения из лексикона "первого поколения постперестроечной эпохи": "фотки", "разборки", "водяры ужраться", "чупа-чупс", "дядя Боря", "букет болезней", "папарацци", "fack", "компашка", "видяшник", "антиАОН и др. Даже рядовому читателю бросаются в глаза заимствования известных художественных приемов, например: "размалюйся ваксой" очень напоминает один текст группы "Агата Кристи", "Больно бьют по морде до утра" — это чистый Маяковский, авторские неологизмы в стиле Маяковского/Хлебникова — "ветродуй", "солнцесвет", "ранозорь" и т. п. (наиболее удачный из них, по-моему, "лжедирижабли"). Есть, что называется, блестящие строки, поэтические сентенции, которым впору бы стать крылатыми: "Но мир вместо stereo сделался mono" (о неразделенной любви); "и Бога молил об одном: "Не усни!" (вместо ницшеанского "Бог умер"); "Мыслю категориями "Тетриса": куда вставляется эта штука? (эротика или точная модель мышления поколения "П"?); "Он спас всех вокруг, заодно спасся сам" (мораль, категорический императив в эпоху, когда Бег заснул, а человек мыслит "Тетрисом"). Есть несколько стихов на классическую — для школьных сочинений — тему: о поэте и поэзии. Так, стихотворение "Пепел" — это своего рода "Exidi Monumentum" (Я памятник себе воздвиг..."), "Пушкин — это что-то вроде "Погиб поэт, невольник чести...", только с юмором Хармса "Геометрическое" — предельно лаконическое изложение диалектики, борьбы добра и зла, но сниженное посвящением тому же бессмертному Кингу. Много в стихах и культурных деталей, причем подчас в замаскированном виде. Читая, например, такие строки: "Другая — имя ее Колабрюньон" или "А по ночам, когда гремел Бодлер/цветами зла в парижских переулках", только филолог вспомнит, что Кола Брюньон мужского рода, это имя героя и название книги Ромена Роллана, а "Цветы зла — сборник стихов Шарля Бодлера.
Хочется пожелать Сергею творческих успехов, дальнейшего углубления в изучение иностранной литературы (в аспирантуре) и. конечно, выхода нового сборника.
Алексе» ШЕПЕЛЕВ, аспирант кафедры русского языка и литературы ТГТУ
|
Календарь новостей |
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|